Логотип качество
Сегодня 14 ноября, четверг
Санкт-Петербург +5°C

Более 100 специалистов собрались в РГГМУ, чтобы обсудить актуальные проблемы профессиональной мобильности молодых специалистов


27—28 сентября 2013 впервые в Российском государственном гидрометеорологическом университете по психолого-педагогическому направлению прошла международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы изучения профессиональной мобильности и правосознания молодых специалистов». Всего насчитывалось около 125 присутствующих слушателей.









Конференция проводилась при финансовой поддержке федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 гг.» по мероприятию 1.5 «Проведение научных исследований коллективами под руководством приглашенных исследователей» Соглашение № 14.В 37.21.0278 «Психолого-педагогическое исследование профессиональной мобильности и правосознания молодых специалистов РФ и стран Скандинавии». Инициатором и организатором мероприятия выступила кафедра социально-гуманитарных наук.

Приняли участие и опубликовали свои статьи учёные из зарубежных стран. К примеру, научный сотрудник института Психологии и Образования Роскильдского университета (Дания), Попова М.В., к.п.н., представила вниманию слушателей доклад на тему: «Компетенции и компетентность: вопрос о соотношении понятий». Поделились своим опытом о профессиональном развитии специалист из Болгарии (Тагарева, К.С, доктор наук). Опубликовала интересную статью Абезгауз С.А., к.и.н. из Канады о конфликте интересов или единстве целей на примере политики правительства и общества Канады по охране окружающей среды. Рассказала об универсальных компетенциях педагогов Горанская Е.И., научный сотрудник Института Радиологии МЧС Республики Беларусь. В своей публикации магистрант из турецкого университета Осман Гюнсел рассмотрел формирование стрессоустойчивости и ее влияние на формирование правовых компетенций личности. Основные подходы к трактовке качества образования в России и за рубежом и произойдёт ли существенная перестройка содержания и методов обучения с ориентацией на компетентностную модель подготовки специалистов рассказал Гогленков А.М., к.п.н., доцент кафедры межкультурных коммуникаций ГУМРФ имени Адмирала С.О. Макарова.

Не менее интересными были доклады специалистов РГГМУ. Лазар М.Г. д. философ. н., профессор нашего вуза интерпретировал понятие профессиональная мобильность в науке. Есикова Т.В., к.п.н., доцент кафедры социально-гуманитарных наук РГГМУ выступила с докладом о развитии правового сознания молодых специалистов как компоненты профессиональной мобильности. Бубнова Я.В., старший преподаватель университета рассказала о социальной мобильности студентов на примере РГГМУ. Также выступили аспиранты и магистранты нашего вуза.









Тематика конференции затрагивала актуальную в современном обществе проблему профессиональной мобильности во взаимосвязи с развитием правового сознания молодёжи. Опираясь на разработки зарубежных и отечественных ученых-психологов и педагогов, докладчики представили участникам конференции понятие «компетентность» молодого специалиста, рассмотрели структуру понятия «профессиональная мобильность», мотивационные факторы ее развития. Было охарактеризовано также современное состояние профессиональной мобильности на рынке труда Российской Федерации и Европы, в частности в Скандинавских странах.









На конференции было отмечено, что Россия входит в Болонский процесс и в связи с этим происходят изменения в системе образования, в частности, было введено понятие «компетентность». В российской образовательной системе (ФГОС ВПО третьего поколения) компетенция определяется как «способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области» (Гогленков А.М.).







Другим направлением работы конференции было демонстрирование результатов по исследованиям правового сознания молодежи. Правовое сознание является одним из компонентов профессиональной мобильности молодого специалиста, поскольку правовая компетентность способствует успешной социализации молодого специалиста, гибкости при смене профессии и повышает уровень профессионализма. Позитивное отношение к правовой действительности позволяет молодому специалисту быть уверенным в себе и грамотно с правовой точки зрения разрешать возникающие проблемы в профессиональной деятельности.







Студентами РГГМУ под руководством к.п.н., доц. Т.В.Есиковой было проведено диагностическое исследование уровня правового сознания и его взаимосвязи с профессиональной мобильностью. В диагностике правового сознания приняли участие 300 молодых специалистов, имеющих высшее образование и возраст до 35 лет, работающих по специальности в г. Санкт-Петербурге. Исследование проводилось в течение 6 месяцев. Выборка испытуемых осуществлялась случайно из генеральной совокупности молодых людей, имеющих высшее образование.

Перед диагностическим обследованием был проведен опрос, в ходе которого выяснялось образование, профессия, возраст, пол испытуемых. Ответы молодых специалистов показали, что все отобранные нами для исследования молодые люди имели высшее образование и работали по специальности. Приняли участие 159 лиц женского пола и 141 – мужского.

В результате проведенного исследования было обнаружено, что из числа опрошенных молодых специалистов Российской Федерации 17,3% имеют высокий уровень правосознания, 39,0% – средний и 43,7% – низкий. В качестве основного метода анализа данных применялось моделирование структурными уравнениями (SEM – Structural Equations Modeling). Структурное моделирование начинается с формирования априорной (гипотетической) модели, соответствующей исходным гипотезам исследования. Затем эта модель проверяется на соответствие исходным данным при помощи компьютерной программы (в нашем случае – AMOS 20) (к.психол.н, доц. Наследов А.Д.).

В свою очередь моральная нормативность влияет на производственную интернальность, то есть морально-нравственные принципы молодого специалиста проявляются в производственной деятельности в значимых ситуациях. Человек возлагает ответственность за происходящее в его работе прежде всего на себя, а затем на коллег и начальство и другие внешние факторы, основываясь при этом на общечеловеческих этических принципах.
Интернальность в области производственных отношений зависит прежде всего от общей интернальности. То есть человек, имеющий интернальный, внутренний локус контроля над значимыми ситуациями в области достижений и неудач, в семье и межличностных отношениях, в отношении к собственному здоровью, имеет внутренний локус контроля (интернальный тип) и в области производственных отношений. Правовое сознание, так же положительно влияет на производственную интернальность.

Неожиданными оказались результаты связи моральной нормативности и уровня правового сознания, которое изучалось по трем параметрам: познавательному компоненту о праве, изученному по анкете, оценочному компоненту, интерпретированному по ответам на вопросы дилемм Л.Колберга и экспертным оценкам соблюдения права молодыми специалистами. В результате анализа данных было выявлено, что высокий уровень моральной нормативности не всегда способствует успешному развитию правового сознания. Так, средние значения моральной нормативности соответствуют низким значениям уровня развития правового сознания. А высокий уровень правового сознания наблюдается либо при низких значениях моральной нормативности, либо, наоборот, при высоких значениях.

Квадратичный эффект влияния моральной нормативности косвенно проявляется и в отношении интернальности в области производственных отношений. Чем выше моральная нормативность, тем, в целом, выше и интернальность. Но как очень высокие, так и очень низкие значения моральной нормативности соответствуют снижению интернальности в области производственных отношений. Оптимальными для высокой производственной интернальности являются средние значения моральной нормативности.






Благодарим всех участников и организаторов конференции!

Сборник научных статей конференции



Новость размещена пресс-службой РГГМУ 1 октября 2013
Сертификат качества RSHU signatory of The Magna
Charta Universitatum Университет РГГМУ Адрес: Санкт-Петербург, Воронежская улица, 79
Посмотреть на карте  
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Яндекс цитирования
© 1997—2024 Российский государственный гидрометеорологический университет
Сайт разработан в СЦНИТ «ИнфоГидромет» (v 4.8)